Полномочия публично правовых образований

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Полномочия публично правовых образований

Государство в лице своих органов и уполномоченных лиц во все времена было участником экономических отношений вследствие концентрации в своих руках собственности (в первую очередь земель) и денег, а впоследствии – капитала.

Замечание 1

Переход от командной модели экономики к рыночной обусловил необходимость по-новому определить статус государства, его органов и должностных лиц в сфере частных правоотношений, поскольку в настоящее время государственная собственность – не единственно возможная форма собственности. В настоящее время помимо публичного (конституционно-правового, административно-правового, финансово-правового) статуса такие субъекты имеют и частноправовой статус, который определяет их положение в гражданском обороте.

Абзац 2 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ относит к участникам гражданских правоотношений не только частных лиц – граждан и организации, но и публичные субъекты. Правовой статус этой категории лиц определен главой 5 ГК РФ.

Понятие и специфика публично-правовых образований

В настоящее время под публичными образованиями понимаются:

  • Российская Федерация в целом;
  • субъекты Федерации (края, области, города федерального значения и пр.);
  • муниципальные образования (города, поселки, муниципальные округа и пр.).

Как известно из теории права, государство, его административные единицы, местная власть – понятия абстрактные. Реализация функций государства возложена на его механизм – конкретные органы и должностные лица (замещающих государственные должности).

Таким образом, участие публичных субъектов в частных правоотношениях опосредуют:

Замечание 2

При этом полномочие представлять публичное образование может вытекать как из компетенции соответствующего органа власти, так и из специального поручения физическому или юридическому лицу.

Публично-правовые образования имеют немало отличий от традиционных субъектов гражданских правоотношений – частных лиц и их объединений (корпораций). Среди таких отличий:

  • способ создания, реорганизации, ликвидации – в распорядительном порядке на основании нормативного правового акта (исключается свобода воли);
  • цель деятельности – публичная (участие в гражданском обороте не является основной деятельностью таких субъектов, они призваны решать общественно значимые задачи);
  • правовая основа участия в гражданских отношениях – компетенция публичных субъектов определяется в нормативных актах (положениях);
  • специальная правоспособность – наделение гражданскими правами и обязанностями – следствие выполнения публичных функций.

Замечание 3

Таким образом, наиболее важная черта публично-правовых образований – это одновременное осуществление ими властных, распорядительных функций (в том числе в сфере экономики) и выступление в гражданском обороте на равных с иными участниками.

Правосубъектность публично-правовых образований

Решение проблемы правосубъектности публично-правовых образований предполагает:

  • установление экономической основы их существования и деятельности;
  • наделение их правами юридических лиц в конкретных общественных отношениях.

Участие публичных субъектов в гражданских правоотношениях строится на следующих принципах:

  1. Равенство с иными участниками таких отношений. Так, органы государства и местного самоуправления не должны извлекать преимуществ из своего властного положения, в том числе навязывать свои условия частным субъектам (п. 1 ст. 124 ГК РФ);
  2. Распространение на публичных субъектов правил, установленных для юридических лиц (если это не противоречит особому правовому статусу данных субъектов) (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
  3. Органы и лица, выступающие от имени публично-правовых образований, наделены полномочиями приобретать и осуществлять права и обязанности (как имущественные, так и неимущественные), выступать от их лица в суде.
  4. Особые правила ответственности. Так, законом разграничены обязательства публичных образований и созданных ими корпораций, предприятий, учреждений (п. 2 и 3 ст. 126 ГК РФ), публичных образований разных уровней (п. 4 и 5 ст. 126 ГК РФ). При этом публичные образования несут гражданско-правовую ответственность на равных с иными субъектами гражданского права, но в пределах находящегося в их собственности имущества (для природных ресурсов и земельных участков устанавливается особое регулирование).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_grazhdanskogo_prava/publichno-pravovye_obrazovaniya_kak_subekty_grazhdanskih_pravootnosheniy/

Бюджетные полномочия публично-правовых образований

Полномочия публично правовых образований

Состав бюджетных полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований РФ определён Бюджетным кодексом РФ (ст. 7,8,9).

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ общее правовое и методологическое регулирование бюджетных отношений находится в компетенции Российской Федерации, что обеспечивает единство бюджетной системы и согласованность бюджетной политики всех публично-правовых образований.

Особенности организации и осуществления бюджетного процесса каждое публично-правовое образование устанавливает своими правовыми актами самостоятельно. Подобный подход представляется вполне обоснованным, поскольку позволяет учитывать особенности экономического потенциала публично-правовых образований и уровень их подготовки к внедрению инновационных инструментов бюджетирования.

Бюджетные полномочия публично-правовых образований можно классифицировать на правоустанавливающие и правоприменительные.

Правоустанавливающие полномочия касаются утверждения порядка осуществления тех или иных действий, операций с бюджетными средствами. Правоприменительные полномочия – реализация норм законодательства на практике.

Примеры правоустанавливающих и правоприменительных полномочий представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Бюджетные полномочия публично-правовых образований

Тип полномочия РФ Субъект РФ Муниципальное образование

Правоустанавливающие полномочия

Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, утверждения и исполнения указанных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчёта об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, его утверждения и исполнения, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчёта об исполнении местного бюджета
Определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчётов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением Установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчётов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчётности, установленной федеральными органами государственной власти

Определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов

Установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчётов об их исполнении, составления отчёта об исполнении консолидированного бюджета РФ Определёние порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счёт субвенций из бюджета субъекта РФ
Определёние порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ Установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов
Определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ

Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ

Определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов
Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Правоприменительные

полномочия

Составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчётов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчёта об исполнении консолидированного бюджета РФ Составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчётов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, составление отчётов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении местного бюджета
Осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ Предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов
Осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом РФ и управление государственными активами РФ Временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления Осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами

Бюджетные полномочия РФ также делятся на полномочия, касающиеся управления бюджетной системой в целом, и полномочия, касающиеся управления средствами федерального бюджета и бюджетов федеральных государственных внебюджетных фондов. К первой группе полномочий можно отнести следующее:

¾ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений

¾ определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчётов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

¾ осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и др.

Примерами полномочий, относящихся ко второй группе, являются:

¾ определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации;

¾ составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчётов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчёта об исполнении консолидированного бюджета РФ;

¾ осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом РФ и управление государственными активами РФ и др.

Кроме того, бюджетные полномочия могут быть сгруппированы по сфере их реализации: бюджетные полномочия в сфере организации и осуществления бюджетного процесса; бюджетные полномочия в сфере регулирования доходов; бюджетные полномочия в сфере межбюджетных отношений; бюджетные полномочия в сфере долговой политики и др.

Дата добавления: 2018-05-30; просмотров: 1371; Мы поможем в написании вашей работы!

Мы поможем в написании ваших работ!

Источник: https://studopedia.net/6_777_byudzhetnie-polnomochiya-publichno-pravovih-obrazovaniy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.